Консультации учителя-дефектолога

Сказка о веселом язычке

Жил-да-был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично). А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро). Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице. Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.
 
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме). Погода была хорошая, и Язычок пошел умываться и чистить зубы. Сначала он почистил верхние зубы (кончик языка скользит по краю зубов, не высовываясь наружу), потом точно так же – нижние зубы. Настала пора завтрака. Налил Язычок в чашку молочко и начал лакать его, как котенок (движения широкого языка, прогнутого "чашечкой", наружу и внутрь). После завтрака пора приниматься за работу – красить домик. Сначала Язычок красит потолок (рот широко открыт). Старательно работает кисточкой – вперед-назад, вперед-назад. Потом красит правую стенку, а затем левую. Наработался, устал, вышел во двор, чтобы погулять и отдохнуть, а там индюк ходит. Ходит, по сторонам поглядывает и болбочет: "бл-бл-бл, бл-бл-бл". Наш Язычок перепугался, вскочил на лошадку, и поскорее ускакал прочь (активное "цоканье"). Вот и вся Сказка о Веселом Язычке.
 
Подготовил: учитель-дефектолог Алисейко Т.Н.
        
свернуть

Особенности усвоения детьми звуков речи

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком искаженно, с очень неточным звуковым составом.
В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А,О, Э и согласные П, М, Б. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: мама, папа, баба. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей ли заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название "возрастного косноязычия", поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.
 
Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком как бы в несколько этапов. Например, ребенок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ, на СЬ, на С. по этой причине в разные возрастные периоды слово ШУБА в его речи звучит как ТЮБА, СЮБА, СУБА, и, наконец, ШУБА.
Вот самые распространенные звуки-заменители для сложных по произношению согласных:
Л: Й – ЛЬ – Л (йампа, лямпа, лампа);
Р: Й – ЛЬ – Л – Р (йиба, либа, лыба, рыба);
С: ТЬ – СЬ – С (тянки, сянки, санки);
Ш: ТЬ – СЬ – С – Ш (бюба, сюба, суба, шуба);
Ц: ТЬ – СЬ – Ц (тяпля, сяпля, цапля).
Но даже и после овладения правильным произношением звука ребенок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребенок начинает употреблять его вместо С, как ШАША. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребенку окончательно овладеть звуком.
 
Таким образом, в период "возрастного косноязычия" часть звуков в речи детей полностью отсутствует или заменяется другими звуками. Наблюдается и неустойчивость в употреблении уже "освоенных" звуков, их смешение. Но по мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более приближаясь к образцу речи взрослого.
 
Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения "возрастного косноязычия" является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют, например, случаи довольно широко распространенной "семейной картавости", которую ребенок усваивает, подражая родителям.
С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в таких случаях также отсутствует образец для подражания. И уж совсем недопустимо "сюсюканье" взрослых с ребенком ("Да ты мой долёгой, холёсый!". Здесь ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но даже стимула для улучшения своего произношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей!
Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, приведем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
 
Возраст появления звуков
(в годах)
1 - 2
2 - 3
3 - 5
5 - 6
Звуки
А О Э П М Б
И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й
С З Ц Ш Ж Ч Щ
Л Р
 
Из таблицы видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое "возрастное косноязычие" уже перестает быть "возрастным". Такая задержка свидетельствует о том, что есть наличие каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
 
Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3 лет) у детей могут быть такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к "возрастному косноязычию". Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обращаться к специалистам. Сюда относится, например, "хлюпающее" произношение некоторых звуков (иногда с заметным раздуванием щек), что придает звукам необычный и неприятный оттенок. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих), когда кончик языка просовывается между резцами, и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.
 
Подготовил: учитель-дефектолог Король А.А.
 
Cписок использованных источников:
 
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина.
 
свернуть

Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста

Родители должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы  внимательно присмотреться к ребенку, создать ему наиболее благоприятные условия. Родителям необходимо знать, что сон, крик, движения отражают уровень развития центральной нервной системы. У нормально развивающихся детей должны наблюдаться следующие явления:
  •  10-14 недель – непроизвольная улыбка;
  •  2-3 месяца – улыбка на родное лицо;
  •  4-6 месяцев – избирательная улыбка на голос.
Если к 6 месяцам ребенок не улыбается, значит у него могут быть проблемы со зрением.
Крик, плач, гуление – это формы врожденные, не подражательные. Они возникают как филогенетическая речевая память. Глухие дети могут развиваться аналогичным образом.
Наиболее благоприятны для психического развития  ребенка физический контакт с матерью, привязанность к ней. Их общение можно приравнять к беседе, если давать малышу время на ответ. Для стимуляции голосовых реакций мать наклоняется над малышом, ласково улыбается и через определенные интервалы произносит одни и те же протяжные звуки. Младенец на бессознательном уровне  повторяет звуки и движения губ. Такие действия хорошо получаются у грудных детей.
Нарушения развития у младенцев могут наблюдаться, когда мать малоэмоциональна. Она заботится о ребенке, но мало играет с ним, не проявляет своих эмоций, не тискает его, не ласкает. Подобный тип общения может предрасполагать к появлению у ребенка невротических состояний, страха, и аутических форм поведения.
Если новорожденный попал в группу риска, нужно с первых месяцев заниматься с ним, т.е проводить тактильную стимуляцию губ, развитие слухового внимания, стимуляцию гуления, развивать моторику пальцев.
 
С 4 месяцев необходимо начинать гимнастику губ ребенка. Для этого сближают его губки и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопротивления. Кроме того, собирают их в морщинки, также до сопротивления. Надо побуждать малыша тянуться к соске, к пище, стимулируя  движения языка путем надавливания на его кончик ложкой при кормлении (крайне осторожно). Мама должна побуждать его жевательные движения, положив пальцы под подбородок ребенка и подталкивая нижнюю челюсть вверх-вниз.
После  4 месяцев малыш начинает слышать речь, издает звуки, близкие к звукам родного языка.
В шесть месяцев он уже произносит  четыре и больше слогов подряд, постоянно "разговаривает" сам с собой и с другими.  Если в этом возрасте ребенок невосприимчив к речи в целом и реагирует лишь на определенные звуки, необходимо проверять его слух.
 
Первые слова нормально развивающийся малыш  произносит в 9-10 месяцев. В 1 год и 3 месяца он уже использует отдельные аморфные слова, играющие роль предложений ("ням-ням"). В 1,5 года в одном предложении может быть уже два аморфных слова. В сроки от 1г 10 мес. до 2 лет  ребенок начинает говорить "Я", а трехлетний малыш беседует с окружающими развернутой фразой, постоянно комментирует свои  действия, задает вопросы.
Что касается ребенка с задержкой развития, то он слабо реагирует на общение со взрослыми и расположенные поблизости предметы, долго не различает "своих" и "чужих". Однако к оценке степени отставания речи следует  подходить очень осторожно. Дело в том, что развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов. Прежде всего, от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды, массы тела при рождении, степени доношенности и т.д.  если в период от 1,5 до 2 лет ребенок хорошо развивается физически и интеллектуально, то вся энергия уходит именно на это.
Большинство детей начинают пользоваться словами на втором году жизни, но здесь есть и индивидуальные особенности. По статистике нормальный ребенок до 2 лет может и не говорить, но иметь в активе до 58 слов. Если же в 2 г 6 мес. у малыша по-прежнему отсутствует речь, это должно настораживать, независимо от того, как он продвигается в остальном.
 
В 3 г речь становится ведущим средством контактов и развития мышления. К 4 годам под влиянием речи формируется логическое мышление. После 5 лет оно должно в норме развиваться на основе словесных обобщений.
Период до 3 лет является сензитивным для развития речи. В это время любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка способно привести к его отставанию. Сюда можно отнести  различные соматические  заболевания, психические травмы. Отрицательное влияние на ребенка часто оказывает стрессовое состояние матери и других членов семьи. В неблагополучных семьях у ребенка задерживаются сроки нормального доречевого и речевого развития. Иногда родители, напротив, предвосхищают  все желания ребенка, не дожидаясь просьбы, тогда у него нет и стимулов к речи. К факторам риска также относится леворукость.
С возрастом мозг ребенка увеличивается в объеме, созревает. Зрелостью мозга называют  образование связей между его клетками. Они должны с самого рождения получать как можно больше раздражителей, стимуляторов. Ребенок все впервые познает через кожные ощущения. Вся поверхность тела малыша служит  познанию действительности. Кожный анализатор сообщает другим анализаторам все необходимое. Если ребенок не будет ни к чему прикасаться, он не научится видеть и слышать. Поэтому игрушки у него должны быть самыми разными, из различных материалов. Ребенку нужно разрешать трогать все безопасные для него предметы.
 
Самый древний анализатор – обонятельный. Чувствуя запах, ребенок запоминает его, видит предмет, который так пахнет, и слышит его название. Поэтому зона мозга, отвечающая за обоняние, должна активно стимулироваться.
Следующим анализатором является вкусовой. Ребенок все берет в рот, и нельзя запрещать ему делать это (если предмет не повредит здоровью). Вкус ассоциативно связан с источником. Если ребенок получает однообразную, невкусную пищу, значит этому анализатору не хватает раздражителей и клетки соответствующей зоны будут дремать и не использоваться.
Еще один важнейший анализатор – это зрение. С его помощью человек познает мир дистантно (на расстоянии), т.е. определяет форму, цвет, размер предметов и их расположение в пространстве. В норме ребенок должен соединить слово со зрительным образом. Чем больше он видит предметов и явлений и связывает их со словом, тем  богаче его лексикон. Зрительные образы должны быть яркими и красивыми. С 1,5-2 лет ребенка нужно водить в парк, на выставки, в театр, привлекая его внимание к прекрасному.
Слуховой анализатор отвечает за звуко- и словоразличение. Иногда ребенок, по мнению взрослых, "плохо слушает", но если его постоянно окружают говорящие люди, в квартире все время работают телевизор и радио, он не будет реагировать на речь, обращенную непосредственно к нему. Кроме шумных игр у ребенка должны быть  и тихие минуты.
 
С первых месяцев жизни надо развивать слуховое внимание ребенка, а затем и слуховую память, спрашивая его о том, что где звучит. В дальнейшем начинают развивать фонематический слух.
В головном мозге большой участок управляет движениями кистей рук. Уровень речи ребенка находится в прямой зависимости от степени их развития. Обязательно нужно развивать ловкость, точность, координацию движений, их синхронность. С этой целью следует использовать  народные пальчиковые игры, мозаику, конструкторы, шнуровки, штриховки и обведение контуров.
 
Речевая деятельность – это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающих команды на речевые мышцы. Постепенно у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи. Начиная с раннего детства с профилактической целью необходимо проводить специальную гимнастику, направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата. Здесь делается акцент на качество выполнения, точность и плавность.
Таким образом, если стимулировать развитие всех органов чувств, развивать мелкую и общую моторику ребенка, учить его прислушиваться к окружающим звукам, быть с ним терпеливым и ласковым – ребенок непременно заговорит.
 
Подготовил: учитель-дефектолог Алисейко Т.Н.
 
Список использованных источников:
 
1. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Лямина, сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина.
 
свернуть

Давайте с буквами дружить! (старший дошкольный возраст)

"Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь..." Как часто первого сентября мы слышим эту песню! Однако, для некоторых детей эти самые буквы становятся просто проблемой: то элемент потерялся, то повернулась буква в другую сторону, то вообще никак не вспоминается!

Как отмечает А.Р.Лурия "удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка. На первых этапах основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски нужной графемы".

Предупреждение дисграфии, на мой взгляд, является одним из главных вопросов в логопедической работе. На мой взгляд, это тот самый момент, когда предупредить возможные нарушения гораздо легче, чем позже исправлять красной пастой в тетрадках первоклассников. Осуществляя формирования устной речи ребенка во всех направлениях лексико-грамматического строя речи, звуковой стороны и связной речи/ обогащая словарь, уделяя большое внимание гармоничному развитию всех анализаторов, мы должны проводить специальную работу, направленную на предупреждение ошибок при овладении навыками письма у детей с речевой патологией. Эта работа может проводиться как в подготовительной к школе группе в условиях детского сада, так и в школе. Предлагаю родителям игры и задания, направленные на закрепление связи между буквой и звуком.

Прежде чем осуществлять работу по дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство, расширяем объем зрительной памяти детей  "Чей силуэт?", "Путаница?", "Узнай что это?". Одновременно формируются пространственные представления ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве.

Важным является уточнение пространственного расположения букв. Детям предлагаются упражнения в конструировании и реконструировании букв алфавита с помощью счетных палочек. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака, в синтезе его из элементов, в сравнительном анализе печатных букв. Сначала реконструкция букв происходит в наглядно - действенном плане, а затем отвлеченно, т.е. по представлению.

Задание 1

Конструировать заданную букву из составляющих элементов.

Задание 2

Дополнить недостающий элемент буквы по представлению.

Задание 3

Реконструировать букву, добавляя элемент Л в А, К в Ж, Г в Б, Ш в Щ и др.

Задание 4

Определить, какие буквы имеют сходство с предъявленной.(Взрослый демонстрирует букву на карточке, дети выбирают буквы по таблице или по памяти записывают в тетради)

Задание 5

Определить различие сходных букв, отличающихся одним элементов. З и В, Р и В, Г и Б, И и Й и др.

Задание 6

Показать буквы, состоящие из определённого количества элементов 1, 2, 3, 4. (можно проводить игрой с кубиком).

Задание 7

Узнать буквы, написанные пунктиром, с недописанным элементом.

Задание 8

Показать правильную букву среди предъявленных (с зеркальным эффектом).

Задание 9

Вырезать букву из цветной бумаги, лепка из пластилина, аппликация.

Задание 10

Узнать буквы, наложенные друг на друга.

Задание 11

Напечатать букву, состоящую из такого же количества элементов, как и предъявленная.  П - К – А – Б - В; Т- У – Л –Х –Р

Задание 12

Определить лишнюю букву /по количеству элементов. А О К Б; Р, М, У, Х; П, К, Т, И и т. д.

Задание 13

Превратить палочку вертикально или горизонтально написанную в букву.

Задание 14

Показать букву, которая "смотрит" вправо  К, Б, В, Р, С, ; влево  Э, Я, З .

Задание 15

Назвать (нарисовать предмет), на который похожа буква.

Задание 16

Буквы вырезать из разного материала (пенопласт, бархатная бумага, проволока, наждачная бумага и т. д.). Детям с завязанными глазами предлагается узнать букву с помощью тактильного восприятия.

Задание 17

Предлагается узнать букву по фрагментарному изображению.

Задание 18

Показать определенную букву в азбуках с разным шрифтом.

Задание 19

Предлагается узнать букву на листе с шумовым эффектом.

Задание 20

Предлагаются две таблицы: 1 – основная, где напечатаны буквы с отсутствующим одним элементом; 2 – с отдельными элементами. Нужно подобрать элемент из второй таблицы к букве из первой.

Эти задания просты, нравятся детям и, самое главное, буквы становятся такими послушными и не доставляют огорчений первоклассникам.

Подготовил: учитель-дефектолог Сержант О.И.

 

Список использованных источников:

1. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок/ А. И. Максаков.

свернуть