Пособия своими руками

Республика Беларусь — это красивая страна с большим разнообразием как природных, так и интересных исторических достопримечательностей. Природа страны прекрасна: чистейшие озера и реки, дремучие леса, зеленые поля.  Достопримечательности Беларуси, несмотря на множественные войны, междоусобицы и разделы территории на протяжении многовековой истории, сохранились практически в первозданном виде. Самые увлекательные точки на карте включают замки и родовые усадьбы, которые поражают своей величественностью, древние храмы и монастыри, наполненные верой и силой, уникальные уголки нетронутой природы, где хочется наслаждаться тишиной, а также старинные сооружения, увлекательные музеи, этнографические деревни и многое другое.

Каждая область нашей синеокой Беларуси славится местами, которые нельзя не посетить. В какой бы город, агрогородок или даже маленькую деревню вы ни отправились, почти наверняка будете приятно удивлены и сможете погрузиться в атмосферу этой страны. Что-то вы можете посмотреть на машине, путешествуя по стране самостоятельно, куда-то стоит отправиться вместе с экскурсоводом, чтобы не упустить важные факты истории. Путешествие по Беларуси подарит много увлекательных знакомств с историческими и культурными памятниками.

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В учреждениях дошкольного образования решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – создание макетов.

Технология макетирования – одна из эффективных инновационных технологий, способствующих формированию игровых умений и творческих способностей детей дошкольного возраста. Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. При использовании макетов в работе с детьми развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Макет имеет не только развивающее, но и коррекционное значение: предметные изображения изготовлены из разноцветных материалов разной фактуры, что обеспечивает зрительную стимуляцию и развитие тактильных ощущений.

Макет «Достопримечательности нашей страны»

Макет направлен большей частью на патриотическое воспитание маленьких белорусов. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.  Исходя из этого, необходимо осуществлять работу по нравственно-патриотическому воспитанию с акцентом на ознакомление детей с родным городом, краем, формировать у детей в соответствии с их возрастными возможностями патриотические отношения и чувства на основе исторических, природных и культурных особенностей родного края, воспитывать представителя своего народа, знающего и любящего свою малую Родину.

Рассчитан для работы с детьми всех возрастных групп.Макет «Достопримечательности нашей страны» воспитатели могут использовать в работе с детьми первой младшей группы. В этом возрасте у детей как раз происходит знакомство с формой, величиной, цветом, идет соотнесение свойств одних предметов с другими, происходит развитие знаковой функции сознания. Внимание детей 2-3 лет еще неустойчиво, но воспитатели в игровой форме могут привлекать маленьких жителей страны к ознакомлению с достопримечательностями Беларуси. Ненавязчиво пригласить малышей к макету и затеять игру, а в процессе игры проговаривать основные «пункты назначения». В игровой деятельности воспитанники 2-3 лет действуют с игрушками на макете-модуле: мишка гуляет, машина едет, зайка отдыхает. Совместно с педагогом малыши могут дополнить макет простой постройкой из кубиков. Яркий и привлекающий внимание макет тем самым создает условие для эмоционального реагирования, побуждает участвовать в игре всем вместе.

Без сомнения, макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка.  В образовательной области «Элементарные математические представления» макет помогает в формировании познания высоты и величины; в формировании умения группировать объекты по одному признаку, словесно обозначать количество предметов, их величину; в формировании умения использовать различные способы действий с геометрическими фигурами и предметами, а также зрительно сравнивать и различать геометрические фигуры, из которых сделаны постройки на макете.

В речевом общении макет помогает обогащать активный словарный запас детей различными частями речи, формируются умения задавать вопросы, высказываться об увиденном.Образовательная область «Изобразительное искусство» широко использует данный макет как шаблон для развития умения совместно с взрослыми рассматривать здания, а затем рисовать разные виды линий, замыкать их в формы, тем самым создавая простые объекты (дом, дорога). В конструировании формируются умения самостоятельно или совместно с воспитателем конструировать несложные конструкции из строительного материала, различать эти конструкции, детали, материалы.

В деятельности воспитанников возраста 3-4 лет возникает произвольное внимание, способность сосредоточиться и удерживать его достаточно долго. Дети могут рассматривать макет «Достопримечательности нашей страны» не только потому, что им интересно, но и для того чтобы сравнить объекты, открыть в них что-то новое.

Во второй младшей группе воспитатели могут продолжать применять макет в игровой деятельности ребенка: формировать умения ставить игровые цели, договариваться, соблюдать игровые правила, переносить в игру личный опыт ребенка. Макет рассматривается детьми, как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, что содействует развитию у детей коммуникативной инициативы. Макет создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.   

Макеты в художественно – эстетическом развитии помогают детям выделять детали, цвет, фактуру. Данный макет помогает формировать представление о способах конструирования по образцу из строительного материала с использованием большого количества деталей.

В речевом общении макет можно применить для формирования грамматического строя речи воспитанников. Макет может помочь в составлении небольшого рассказа.

Макет – это своего рода «шаблон» для освоения элементарных математических представлений. Помогает формировать умения группировки и классификации предметов по одному признаку, по признаку количества, характеризовать объект по параметрам величины, различать пространственные обозначения, определять расположение объектов; формирует представления о способах познания параметров величины, элементарного обследования геометрических фигур.

Возраст пяти лет является важным периодом в развитии познавательной и интеллектуальной сфер ребенка. Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. Совершенствуются способности играть, рисовать, строить по собственному замыслу. Среди игр ведущее место начинает занимать сюжетно-ролевая игра с несложным сюжетом. Содержанием игр являются яркие детские впечатления, представления об окружающем мире. Макет «Достопримечательности нашей страны» послужит основой для игр: «Путешествие по стране», «Экскурсия», «Невероятное строительство» и др.  В этом возрасте очень хорошо продолжает развиваться воображение, и формируются такие особенности воображения, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку, используя данный макет, дополнив его деталями.

В этом возрасте обогащается познавательная практическая деятельность, в процессе которой дети могут различать довольно сложные формы предметов, устанавливать пространственно-временные отношения. Макет помогает формировать умения элементарного обследования геометрических фигур, из которых сделаны объекты на макете, определять положение объектов и пространственные направления.

К шести годам у детей формируется довольно высокий уровень познавательной деятельности, происходит существенная перестройка умственной деятельности. Педагоги могут найти применение данному макету в любой познавательно практической деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Работа с данным макетом на занятиях способствует развитию речи детей. При работе с макетом дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах окружающего мира, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас, задают вопросы по теме, интересуются мнением других. Можно применить в развитии грамматического строя речи старших дошкольников: изменять существительные по падежам, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, применять падежные формы с пространственными предлогами, правильно спрягать глаголы по лицам и числам, строить предложения.

Тесна связь использования макета и формирования элементарных математических представлений. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др., определяют расположение объектов, опираясь на ориентиры (центр, левый угол, правая сторона и т.д.).  

Во время образовательной деятельности на занятиях ИЗО, бывают такие ситуации, когда, детям тяжело начинать выполнять задание без опоры на рисунок педагога, или на схемы последовательного выполнения. Очень часто такое происходит, когда детям предоставляется возможность нарисовать, слепить, или выполнить аппликацию на свободную тему, или, когда педагог предлагает свободное творчество в рамках заданной темы. В такой ситуации макет, послужит темой и направлением для ребенка, он сразу понимает и определяет для себя, что будет делать.

Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Образно создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.

Макеты — кладезь организации образовательного пространства, стимул для развития познавательной активности каждого ребенка. Созданный макеты является главными объектом внимания детей. Игра с макетом позволяет ребенку почувствовать себя творцом, научиться выражать свои мысли и чувства, превращать фантазии в реальность. Это способ научиться планировать свои действия, мыслить структурно, быть максимально аккуратным и терпеливым, уметь договориться с товарищами, распределить обязанности, уметь сделать выбор, сложить сюжет и, что немало важно, научиться использовать приобретенный опыт и знания самостоятельно. Использование макета воспитателями в работе позволяет организовать развивающую среду в группе, способную заинтересовать любого ребенка, стать связующим звеном разных видов деятельности, создать платформу для партнерского взаимодействия со сверстниками и взрослыми.