Труд является основной, ведущей деятельностью человека, которая играет решающую роль в формировании его личности и которой он занимается всю свою сознательную жизнь.
Привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду обеспечивает его всестороннее развитие:
- укрепление здоровья и физической силы;
- способствует развитию психических процессов;
- приобретение социальных навыков;
- проявление индивидуальности;
- расширение круга интересов.
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте носит характер продуктивной подражательной деятельности, которая во многом определяется желанием ребенка участвовать в ней и направлена на удовлетворение особо значимых для него потребностей.
Классификация видов детского труда
Самообслуживание | содержание своего тела в чистоте, прием пищи, одевание и раздевание, уход за игрушками и вещами. |
Хозяйственно-бытовые | уборка группы и других детских помещений сада, уборка участка, стирка белья, сервировка стола, подготовка к занятиям. |
Труд в природе (сельскохозяйственный труд) |
выращивание растений, уход за животными. |
Ручной труд | изготовление сувениров, игрушек, пособий, ремонт игрушек, книг, рукоделие (шитье, вязание, вышивание, плетение). |
Формы организации детского труда
Формы организации свободного труда:
- совместный труд с воспитателем (с отдельными детьми, с подгруппой детей, индивидуальные);
- эпизодические поручения ( групповые, индивидуальные).
Формы организации обязательного труда:
- дежурства (по 2 ,3, 4 человека);
- коллективный труд со сверстниками (фронтальный, по подгруппам);
- обязанности (постоянные поручения) (индивидуальные, групповые).