Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично). А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро). Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице. Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.
Консультации учителя-дефектолога
Сказка о веселом язычке
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично). А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро). Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице. Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.
Особенности усвоения детьми звуков речи
Возраст появления звуков
(в годах)
|
1 - 2
|
2 - 3
|
3 - 5
|
5 - 6
|
Звуки
|
А О Э П М Б
|
И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й
|
С З Ц Ш Ж Ч Щ
|
Л Р
|
Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста
- 10-14 недель – непроизвольная улыбка;
- 2-3 месяца – улыбка на родное лицо;
- 4-6 месяцев – избирательная улыбка на голос.
Давайте с буквами дружить! (старший дошкольный возраст)
"Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь..." Как часто первого сентября мы слышим эту песню! Однако, для некоторых детей эти самые буквы становятся просто проблемой: то элемент потерялся, то повернулась буква в другую сторону, то вообще никак не вспоминается!
Как отмечает А.Р.Лурия "удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка. На первых этапах основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски нужной графемы".
Предупреждение дисграфии, на мой взгляд, является одним из главных вопросов в логопедической работе. На мой взгляд, это тот самый момент, когда предупредить возможные нарушения гораздо легче, чем позже исправлять красной пастой в тетрадках первоклассников. Осуществляя формирования устной речи ребенка во всех направлениях лексико-грамматического строя речи, звуковой стороны и связной речи/ обогащая словарь, уделяя большое внимание гармоничному развитию всех анализаторов, мы должны проводить специальную работу, направленную на предупреждение ошибок при овладении навыками письма у детей с речевой патологией. Эта работа может проводиться как в подготовительной к школе группе в условиях детского сада, так и в школе. Предлагаю родителям игры и задания, направленные на закрепление связи между буквой и звуком.
Прежде чем осуществлять работу по дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство, расширяем объем зрительной памяти детей "Чей силуэт?", "Путаница?", "Узнай что это?". Одновременно формируются пространственные представления ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве.
Важным является уточнение пространственного расположения букв. Детям предлагаются упражнения в конструировании и реконструировании букв алфавита с помощью счетных палочек. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака, в синтезе его из элементов, в сравнительном анализе печатных букв. Сначала реконструкция букв происходит в наглядно - действенном плане, а затем отвлеченно, т.е. по представлению.
Задание 1
Конструировать заданную букву из составляющих элементов.
Задание 2
Дополнить недостающий элемент буквы по представлению.
Задание 3
Реконструировать букву, добавляя элемент Л в А, К в Ж, Г в Б, Ш в Щ и др.
Задание 4
Определить, какие буквы имеют сходство с предъявленной.(Взрослый демонстрирует букву на карточке, дети выбирают буквы по таблице или по памяти записывают в тетради)
Задание 5
Определить различие сходных букв, отличающихся одним элементов. З и В, Р и В, Г и Б, И и Й и др.
Задание 6
Показать буквы, состоящие из определённого количества элементов 1, 2, 3, 4. (можно проводить игрой с кубиком).
Задание 7
Узнать буквы, написанные пунктиром, с недописанным элементом.
Задание 8
Показать правильную букву среди предъявленных (с зеркальным эффектом).
Задание 9
Вырезать букву из цветной бумаги, лепка из пластилина, аппликация.
Задание 10
Узнать буквы, наложенные друг на друга.
Задание 11
Напечатать букву, состоящую из такого же количества элементов, как и предъявленная. П - К – А – Б - В; Т- У – Л –Х –Р
Задание 12
Определить лишнюю букву /по количеству элементов. А О К Б; Р, М, У, Х; П, К, Т, И и т. д.
Задание 13
Превратить палочку вертикально или горизонтально написанную в букву.
Задание 14
Показать букву, которая "смотрит" вправо К, Б, В, Р, С, ; влево Э, Я, З .
Задание 15
Назвать (нарисовать предмет), на который похожа буква.
Задание 16
Буквы вырезать из разного материала (пенопласт, бархатная бумага, проволока, наждачная бумага и т. д.). Детям с завязанными глазами предлагается узнать букву с помощью тактильного восприятия.
Задание 17
Предлагается узнать букву по фрагментарному изображению.
Задание 18
Показать определенную букву в азбуках с разным шрифтом.
Задание 19
Предлагается узнать букву на листе с шумовым эффектом.
Задание 20
Предлагаются две таблицы: 1 – основная, где напечатаны буквы с отсутствующим одним элементом; 2 – с отдельными элементами. Нужно подобрать элемент из второй таблицы к букве из первой.
Эти задания просты, нравятся детям и, самое главное, буквы становятся такими послушными и не доставляют огорчений первоклассникам.
Подготовил: учитель-дефектолог Сержант О.И.
Список использованных источников:
1. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок/ А. И. Максаков.