Поликлиника информирует

16.09.2020

Нарушение зрения - это состояние, при котором орган зрения получает искаженную информацию об объектах окружающей среды.

Наиболее распространенные нарушения зрения у детей-спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Среди перечисленных спазм аккомодации и близорукость встречаются чаще всего.

Спазм аккомодации - это патологическое состояние, при котором мышца, отвечающая за хорошее зрение вдаль и вблизи, находится постоянно в состоянии сокращения. Это состояние сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния ребенка, режима его жизни и занятий, своевременности диагностики и правильно назначенного лечения глаз. Часто спазм переходит в близорукость.

Близорукость - это приобретенное заболевание (как правило), когда в период интенсивной длительной нагрузки на близком расстоянии (чтение, письмо, просмотр телепередач, игры на компьютере, планшете и мобильном телефоне) происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению по оси. В результате этого ухудшается зрение вдаль.

Основные причины близорукости: наследственность (если оба родителя близоруки, вероятность развития значительно возрастает), недостаток в рационе питания различных микроэлементов (таких как цинк, медь и др.) необходимых для синтеза склеры, может способствовать прогрессированию близорукости, перенапряжение глаз (длительные и интенсивные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, чрезмерное увлечение компьютерами, телефонами и планшетами), неправильная коррекция и (или) ее отсутствие.

Дальнозоркость, в отличие от близорукости, это  не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости ребенок с любых расстояний видит нечетко, причем чем ближе, тем хуже. Может сопровождаться косоглазием.

Астигматизм - это такое изменение кривизны роговицы или хрусталика, при котором происходит неодинаковое преломление светового луча и изображение на сетчатке получается нечетким, искаженным. Носит врожденный или приобретенный характер (например, после травм или перенесенного воспаления роговицы).

Косоглазие - положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый объект, а другого - отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску-расходящимся, вверх или вниз-вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый  глаз, косящий же глаз практически бездействует. Что постепенно ведет к стойкому снижению зрения. Может развиваться при нарушении рефракции, неврологических нарушениях, после травм.

Диагностика проводится в медицинских учреждениях и заключается в проверке остроты зрения, осмотру глазного дна (с помощью офтальмоскопа и (или) с фундус линзой, определение рефракции (преломление лучей света в глазу, как оптической системе). Подтвердить или исключить диагноз помогают диагностические исследования такие как авторефрактометрия, измерение передне-заднего отрезка (ПЗО), ультразвуковое исследование глаза (сканирование), исследование полей зрения с помощью периметра, осмотр глазного дна с помощью фундус камеры и фундус линзы.

Лечение назначает врач после точного установления диагноза.

Поскольку  одной из наиболее важных причин прогрессирования близорукости (помимо неполноценности склеры и генетической предрасположенности) является ослабление аккомодационной функции глаза, то восстановление работоспособности мышц

(цилиарных) - первое условие стабилизации близорукости.

Существует большое количество методик. Это и кропотливые методы стимуляции аккомодации линзами, аккомодотренером, упражнения типа «метка на стекле». Это и более современные методы электростимуляции глаз, лазерстимуляции низкоэнергетическим гелий-неоновым лазером, цветоимпульсная терапия, магнитотерапия, электрофорезы, вакуумный массаж, компьютерные методы релаксации цилиарных мышц. Но не у всех больных достигаются поставленные цели или достигаются на короткий промежуток времени.

К лечению относится и лечебная гимнастика, направленная на восстановление церебрального кровотока, а также правильная посадка ребенка при выполнении домашних заданий.  Ребёнок испытывает постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Можно привести хрестоматийный пример: у скрипача устает рука, которая держит скрипку, а не смычок, т. е. не совершающая динамической работы. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия.

Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т. д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге,  увеличивается нагрузка на зрение. Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

В последнее время врачи-гигиенисты пришли к выводу, что при письме менее утомительна поза с малым наклоном корпуса вперед. При такой посадке мышцы спины не так напряжены, как при большом наклоне корпуса. Кроме того, обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения (не сдавливаются столом органы грудной и брюшной полости), создаются благоприятные условия для зрительного восприятия. Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют  росту и пропорциям тела ребенка.

Важно правильно питаться для того, чтобы укрепить ослабленную склеру. Рекомендуется употребление в пищу творога, кефира, йогурта, молока. Все эти продукты содержат кальций. При отказе от употребления, приходится назначать внутрь препараты кальция.

При отсутствии эффекта и прогрессировании показано проведение склероукрепляющих хирургических операций. Смысл их заключается в наложении своеобразного бандажа, преимущественно на заднюю поверхность глаза, чтобы предупредить дальнейшее растяжение склеры в этом отделе.

Очковая и контактная коррекция также оказывают лечебное воздействие. Особенно это касается дальнозоркости, астигматизма и косоглазия. Главная задача лечения дальнозоркости  — это изменение оптической силы глаз, чтобы видимое изображение фокусировалось не за сетчаткой глаза, а на ней. Существуют консервативное лечение и хирургическая коррекция зрения при дальнозоркости и астигматизме.

В качестве консервативного лечения можно отметить некоторые аппаратные методы улучшения зрения. К ним можно отнести ультразвуковую терапию, электростимуляцию, вакуумный массаж, очки-массажеры и т. д. Данные методы в некоторых случаях дают хороший результат в улучшении зрения, позволяют избежать хирургической коррекции.

Под термином «хирургическая коррекция» подразумевается лазерная коррекция зрения. Чаще применяются операции на склере с использованием лазера и интраокулярные операции с использованием интраокулярных линз.

Любая операция - это воздействие на ткани и органы хирургическими предметами. Подвергать себя такому риску или нет - решать Вам.

Наши глаза - необычайно чувствительные и нежные органы. Нужно просто научиться заботиться о них и Ваше зрение вновь обретёт свою чёткость и яркость.

                                                             Врач офтальмолог 1 категории Асецкая И.Н.

                                                             УЗ «15 городская детская поликлиника»