Рекомендации педагога-психолога

Рекомендации родителям ребенка, поступающего в учреждение дошкольного образования

Рекомендации родителям ребенка,

поступающего в учреждение дошкольного образования

1. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания   (самостоятельно пить из чашки, есть с ложки, пользоваться горшком и т.  п.).

2. До поступления ребенка в дошкольное учреждение постарайтесь отучить его от отрицательных привычек (засыпать при укачивании и с пустышкой, сосать пальцы и т. п.)

3. Научите ребенка самостоятельной игре с игрушками, общению со сверстниками (попросить игрушку, поделиться с малышом, поблагодарить и т. д.).

4. Подробно рассказывайте ребенку, что его ждет в яслях. Пусть малыш ожидает посещения дошкольного учреждения с положительными эмоциями, а не воспринимает как неожиданность или неприятную необходимость.

5.  Внушите малышу, что посещение детского сада – это привилегия, которую надо заслужить, и тогда он охотно без осложнений отправится в группу

6.  Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.

7.  Заранее (за 2-3 месяца до поступления ребенка в ясли) познакомьтесь с условиями (характер питания, приемы воспитания и т. д.), узнайте все новые моменты в распорядке дня в дошкольном учреждении и соотнесите их с домашним

8.  Желательно, чтобы начало посещения дошкольного учреждения не пришлось на холодное время года.

9.  Как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придет.

10. При предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить малыша (как много игрушек, дети весело играют, воспитательница — хорошая тетя и т. д.). Дайте малышу время спокойно осмотреться, вместе с воспитателем покажите, где он будет спать, раздеваться, есть, играть.

11. Старайтесь отдавать ребенка в группу, где у него есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

12. Облегчите малышу задачу самообслуживания простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застежек на спине (главный принцип — чем проще, тем лучше), обувь выбирайте на липучках.

13. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком дошкольного учреждения у Вас была возможность не оставлять его в группе на целый день. Оставляя ребенка в саду постарайтесь быть спокойными и уверенными сами, так как ребенок может уловить Ваше беспокойство и будет расстраиваться и плакать еще больше.

14. Будьте тверды и последовательны в своих поступках, не позволяйте ребенку манипулировать собой и вынуждать забирать его из яслей домой без всякой необходимости.

15. Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как и прежде, дорог Вам и любим. Будьте благоразумны и помогите своему ребенку войти в новую жизнь.

Подготовил педагог-психолог О.П.Щерба

свернуть

Консультация: "Развитие у ребенка раннего возраста самооценки и уверенности в себе"

Дети становятся успешными, когда они оценивают себя положительно. Чтобы повысить самооценку ребенка, есть много способов. Здесь мы поговорим о некоторых из них. Например, о том, как важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. О том, что незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела. А кроме того, родителям нужно самим быть уверенными в себе и в своих успехах.

Разнообразная деятельность детей, возможность оценить себя положительно детям дают:

  • игра;
  • разнообразные действия с предметами;
  • исследование и экспериментирование;
  • слушание музыки и сказок;
  • беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;
  • возможность задавать вопросы и делать выбор.

Причем родители должны предоставлять подобные возможности ребенку каждый день. Именно это позволит детям гордиться собой и даст им чувство успеха и уверенности в себе.

Дети младшего возраста очень любят играть. В игре они наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. Если взрослые поддерживают и поощряют их в игре, дети становятся более уверенными, у них повышается самооценка, то есть они учатся любить себя. Иногда дети предпочитают играть одни, иногда - в компании других детей и взрослых. И то и другое важно. Обычно детям нравится самим выбирать игру, хотя идея игры может быть подсказана взрослыми или другим ребенком, книгой, журналом или телепрограммой.

Ребенок часто учится играть и перенимает что-то у человека, которому доверяет, который понимает, что он пытается сделать. Это понимание приходит в процессе наблюдения за детской игрой и осмысления интересов ребенка. Часто у малышей возникает потребность делать одно и то же снова и снова. Взрослым иногда бывает трудно понять эти повторяющиеся действия. Но наблюдения за ними помогут родителям подобрать ключ к разгадке интересов ребенка и обеспечить детей в процессе игры тем, что им больше нравится.

Взрослые могут принимать участие в игре и показать, как может развиваться совместная игра. Пусть ребенок будет лидером, а взрослый зеркально отражает его действия. Если взрослый проявит заинтересованность в игре, ребенок будет чувствовать себя комфортно.

Примерные ситуации для игры

Ребенок укладывает медвежонка спать в кукольную коляску. Вы тоже укладываете игрушку спать в картонную коробку.

Он выбирает игру с машинами: "Я возьму желтую". Вы говорите: "Замечательно! Тогда я возьму синюю".

Покажите, что вы вполне довольны своей ролью и поддерживаете замысел ребенка. Зеркальное отражение игры вашего ребенка поможет ему:

  • наслаждаться игрой вместе с вами;
  • почувствовать, что он может быть главным в игре;
  • увидеть, что вам нравится играть с ним.

Большое значение для развития уверенности в себе и самооценки ребенка имеют музыкальные игры. Выберите спокойное время для игры. Сядьте поближе к ребенку и попросите помолчать, закрыть глаза и внимательно прислушаться. Что вы слышите? Возможно, пройдет минута, чтобы "настроиться" на звуки вокруг вас, и вскоре вы сможете различить тиканье часов, шум проехавшей мимо машины, пение птички, чей-то свист. Научите ребенка слушать внимательно и называть звуки, которые он узнал. Как вариант, можно слушать звуки в парке, на улице.

Игры, включающие слушание, помогают детям:

  • сконцентрироваться на одном чувстве - слухе;
  • расширить представление об окружающем мире;
  • научиться отличать один звук от другого;
  • подыскивать слово для описания того, что они слышат;
  • наслаждаться вашим обществом.

А теперь включите любую музыку, какая вам нравится. Потанцуйте под нее с ребенком. Через некоторое время выключите музыку и сразу же присядьте. Как вариант, после остановки музыки можно замереть и стоять как "статуи". Вы можете пробовать разную музыку - быструю и медленную, веселую и грустную. Когда ребенок привыкнет к игре, позвольте ему самому включать и выключать музыку.

Повысить самооценку ребенка и развить уверенность в себе помогают игры, связанные с умением различать эмоции и настроение людей. Например, игра "Зеркало". Встаньте рядом с ребенком перед зеркалом и попытайтесь придать своему лицу разное выражение: грустное, счастливое, сердитое, удивленное. Ребенок с удовольствием будет передавать мимикой то или иное настроение. Включите музыку и потанцуйте. Старайтесь уловить настроение и темп музыки: музыка грустная или веселая, быстрая или медленная, танцевальная или маршеобразная. Что хочется под нее делать? Пусть ребенок придумает свои движения, а вы покажете свои.

Большое значение для повышения самооценки ребенка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности). Создайте ситуацию, в которой ребенок может принять решение. Например, утром положите на кровать все, что нужно ребенку для одевания, но обратите его внимание на то, что футболок две. Спросите у него: "Какую ты выберешь?" - и согласитесь с его выбором. Во время еды тоже предложите выбор. Например, скажите, что сегодня будут бутерброды и спросите: "С чем ты хочешь бутерброд, с сыром или с вареньем?"

Выбор помогает детям:

  • почувствовать себя принимаемыми и понимаемыми;
  • развить положительное отношение к себе;
  • учиться выражать свой выбор;
  • понять важность умения слушать и говорить.

Поддержать интерес к игре и повысить самооценку ребенка помогает совместное изготовление игровых пособий. Например, можно сделать коврик для игры. Вам понадобятся: рулон обоев или большой лист бумаги или картона, несколько фломастеров, мелкие игрушки, животные или куклы. Найдите длинный лист бумаги, который покроет весь пол или стол (например, можно взять обои). Договоритесь с ребенком, для чего будет предназначен ваш коврик - для игрушечных машин или игры с куклами. Нарисуйте на бумаге улицу, поле или дом. Пусть ваш ребенок тоже рисует на "коврике". Это могут быть дома, или деревья, или мебель. Постелите коврик туда, где ребенок любит играть, и помогите расставить на нем игрушки. Вы можете добавить еще кусочки картона, обозначающие гараж, больницу, магазин. Затем можно побеседовать о том, что у вас получилось. Если вы наклеите бумагу на картон, то это продлит жизнь коврику.

Изготовление коврика для игры помогает детям:

  • обсуждать и планировать то, что они собираются делать;
  • учиться пользоваться бумагой, фломастерами и самим сочинять игру;
  • развивать идеи для игры;
  • наслаждаться созданием воображаемого мира.

Поощрение и стимулирование детей

Взрослые могут помочь детям положительно оценивать себя, если они наблюдают за их усилиями и вдохновляют их; дают понять детям, что довольны ими.

Дети часто используют жесты, мимику, интонации, чтобы дать нам понять, что они чувствуют. И точно так же они узнают о наших чувствах. Заинтересованный разговор с ребенком на доступные ему темы, улыбка и обаяние, мимика и жест, поощрение - все это повышает его самооценку, развивает уверенность в себе.

Совместная деятельность с ребенком

С помощью совместной деятельности родители могут помочь детям чувствовать себя комфортно.

Вместе с ребенком можно изготовить, например, коробочку для сокровищ. Для этого вам понадобятся: несколько коробок среднего размера (идеальный размер - обувная коробка), скотч для соединения коробок "бок о бок", фломастер или ручка, чтобы написать название коллекционируемых вещей, например "камешки", "шишки" или "красивые предметы". Предложите ребенку в этой коробочке коллекционировать "сокровища", которые он выбрал или нашел. Расспросите, где он их нашел: в саду, за сараем, на прогулке в парке и т.д.

Коллекционирование с помощью собственных коробок для "сокровищ" поможет ребенку:

  • оценить свою собственную коллекцию;
  • иметь "имущество", принадлежащее только ему, а не совместное с братьями и сестрами;
  • понять, что такое "сувенир на память";
  • найти слова, чтобы рассказать о своей находке или каком-либо предмете.

Самооценка взрослых

Детям помогает стать уверенными и то, что взрослые, с которыми они живут, замечают свои собственные успехи и радуются им.

Иногда люди недооценивают свои достижения, хотя каждому есть, чем гордиться. Даже когда взрослые гордятся своими успехами, им часто бывает трудно это показать. Выражение лица, тон голоса, походка обычно сообщают окружающим о внутреннем состоянии человека. Поэтому гордость за свои успехи и достижения можно продемонстрировать малышу, выразительно рассказывая об этом, сопровождая свои слова мимикой и движениями.

Подготовил: педагог-психолог Щерба О.П.

Список использованных источников:

1. pedportal.net 

свернуть

Стоит ли наказывать ребенка и как это делать?

Информационный материал для родителей

«Стоит ли наказывать ребенка и как это делать?»

Многие родители считают, что лучшее наказание для детей: ремень, тёмный угол, унижение и оскорбление, от этого якобы ребёнок становиться человеком. Так ли это? И надо ли наказывать детей? Можно. И нужно. Но, вот, как и за что – это вопрос. И вопрос серьёзный. В семьях с так называемыми доминантными (подавляющими) родителями, царит произвол. Отношения там строятся на потребности родителей владеть и удерживать, а также вытекающих из этой потребности эмоциях. Между тем в семьях, где дети воспитываются в результате «свободными» и не попадающими в зависимость, осознанно или бессознательно существуют свои семейные законы. В этих семьях ребёнку отчётливо ясно, когда и по какой причине он может быть наказан, а когда нет. Возникает вопрос: а насколько допустимы телесные наказания? Существуют различные точки зрения на это. Наиболее исчерпывающим  и психологически точным представляется взгляд русского врача, педагога и мыслителя Н.И.Пирогова.

Говоря о смысле и цели телесных наказаний, он выделил три цели, которые хотят достичь родители:

  • выместить причинённую проступком ребёнка обиду;
  • пристыдить;
  • устрашить.

Именно местью за ущемлённое чувство собственника руководствуются, как правило, родители, которые подавляют проявления свободы воли своих детей. Дети таких родителей не стыдятся заслужить телесное наказание. Они боятся только боли. В таких условиях подобные наказания лишь способствуют развитию лукавства и раздвоению личности.  «Покуда розга в виду – всё хорошо и в приличном виде; когда исчезла из виду – кутёж и разлив… Неужели нужно у ребёнка поставить совесть в зависимость от розги? Можно констатировать: предупредить возникновение зависимости возможно практически на 100 процентов. Полностью избавиться от неё можно лишь в 7 процентах случаев.

Конечно, если ребёнок совершил какой-то страшный поступок, это надо пресечь раз и навсегда, но не путём избиения. Надо доступно рассказать, каковы могут быть последствия подобных действий.

При выборе формы наказания важно, чтобы оно не было садистским по характеру, то есть не ставило целью причинение страданий и унижение.

Ребёнка всегда надо пытаться понять, ставить себя на его место и договориться с ним. А договориться можно только, если доверяешь ребёнку, а он Вам.

Не диктуйте ребёнку своих условий, но всегда наблюдайте за тем, как он растёт, что делает, чем интересуется, и старайтесь направлять его действия и поступки в необходимое русло, контролируйте ситуацию.

И, главное, ребёнок должен чувствовать к себе доброе отношение. Помните, ребёнку нужно Ваше внимание, ребёнку нужна Ваша любовь.

Подготовил: педагог-психолог Щерба О.П.

Cписок использованных источников:

1. Образовательный интернет портал nsportal

 

свернуть

 Как воспитать одаренного ребенка?

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, недостатка методических материалов и соответствующей литературы, практических пособий для развития творчества дошкольников.

В этих условиях очень непросто воспитывать одаренного ребенка. Но родительская любовь вопреки всему может многое. Подумайте, все ли ваши возможности реализованы? Используйте каждую минуту общения с ребенком для поддержки, стимулирования, раскрытия его творческого потенциала:

  • играйте с ребенком в слова. Предложите составить связный рассказ с использованием слов "зима", "праздник", "погода". Делать это можно в любой обстановке: на прогулке, по дороге в магазин;
  • возьмите любую домашнюю вещь и вместе с ребенком придумайте пять новых способов ее использования, помимо основных;
  • поиграйте в игру "На что похоже?" Предложите ребенку сказать, на что похож по форме, цвету лист или облако, или другой предмет, явление, которое ребенок видит в данный момент;
  • вместе подумайте и назовите несуществующее животное, используя характеристики известных домашних животных;
  • обсуждайте любимые телевизионные фильмы. Вместе придумайте два новых сюжета для их героев. 
  •  задавайте ребенку вопросы, например, "Что произойдет, если?", "А как это устроено?", "Почему?" "На что это похоже?" и т.д.

Одаренные дети всегда в поиске новых интересных занятий. Но у родителей может не оказаться под рукой соответствующих развивающих материалов. Что еще вы можете сделать вместе с ребенком для развития его воображения, исследовательской активности и практических умений?

Возможно, вам помогут следующие советы:

  • наблюдайте за звездами, изучайте с ребенком астрономию на доступном ему уровне, по возможности вместе посещайте планетарий. Обсуждайте проблему жизни на других планетах, существование НЛО, поощряйте фантазии на эту тему;
  • изучайте новое ремесло, рукоделие, к которому ребенок проявляет интерес. Учитесь вместе с ребенком. Не смущайтесь, если ваш сын заинтересовался женским рукоделием, а дочь – выжиганием или выпиливанием. Одаренные дети не следуют стереотипам женских и мужских занятий;
  • придумайте вместе сценарий нового мультипликационного фильма, проиллюстрируйте его;
  • заведите дневник, в который будете записывать песенки, рассказы и истории, которые сочинил ваш ребенок, если он еще не умеет писать сам. Собирайте его рисунки, поделки, проекты;
  • читайте и обсуждайте с ребенком материалы из детских журналов, слушайте детские радиопередачи, выделяя интересные проблемы и обсуждая возможные пути их решения;
  • узнавайте новое о животных и растениях;
  • изучайте историю своей улицы, прошлое города, где вы живете. Составьте карту вашей улицы, микрорайона.

Подготовил: педагог-психолог Щерба О.П.

Cписок использованных источников:

1. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия».

 

 

свернуть